Новости



26.02.2020

«Бесспорный «Лидер»: что даст России самый мощный в мире ледокол?


«Бесспорный «Лидер»: что даст России самый мощный в мире ледокол?

Северный морской путь – новая мировая транспортная артерия. Еще несколько десятков лет назад ученые всего мира могли проложить этот путь только на карте. Преодолеть километры льда при полярных температурах не представлялось возможным. Однако прогресс науки и техники привел к тому, что кратчайший путь из Европы в Азию проляжет именно здесь – в холодных водах Российской Арктики. Проложит этот путь атомный ледокол, который будет построен при участии «Роснефти» на судоверфи «Звезда». О том, что даст России беспрецедентный по технологической сложности проект – читайте в нашем материале.

Что такое ледокол «Лидер»?

«Лидер» – это проект серии самых мощных в мире атомных ледоколов. Мощность ядерной силовой установки каждого ледокола – 120 МВт. Судно с таким двигателем сможет преодолевать арктические льды толщиной до 4 метров и развивать скорость в 15 узлов во льдах толщиной до 2 метров. Характеристики судов позволят обеспечить навигацию по Северному морскому пути круглый год.

Всего предполагается построить три ледокола проекта «Лидер». Строительство будет идти на судостроительном комплексе «Звезда», который создаётся консорциумом во главе с «Роснефтью» в г. Большой Камень (Приморский край).

В январе 2020 года правительство РФ опубликовало постановление о выделении средств на строительство ледоколов.

Где будут ходить «Лидеры»?

Основная цель этих ледоколов – обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.

Северный морской путь — кратчайшая магистраль из Восточной Азии в Европу протяжённостью около 10 тыс. км. В период летней навигации путь кораблей в Европы по СМП составляет около трёх недель, тогда как доставка грузов через Суэцкий канал (самый популярный маршрут в мире) занимает как минимум месяц при протяжённости 20 тыс. км.

По информации Минприроды, 96% грузов, которые перевозятся по Северному Ледовитому океану, составляют сжиженный природный газ (СПГ), нефть, нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, 4% — строительные материалы и различное промышленное оборудование.

Вот почему так важны планы «Роснефти» по развитию добычи и загрузке СМП. В 2024 году компания планирует поставлять по Севморпути 20 млн тонн нефти в год.

Что уникального в «Лидерах»?

  • Планируется, что «Лидер» увеличит скорость прохода по Северному морскому пути в пять раз.

  • «Лидер» сможет проходить через двухметровый лед со скоростью 14 узлов. Для сравнения, «обычный» ледокол развивает в арктическом льду скорость в 2 узла.

Достичь невиданной ранее скорости и маневренности судам помогут уникальные технические решения. Так, ледоколы «Лидер» оснастят не имеющими аналогов в мире гребными винтами из графенового материала. Уникальные изделия, разработку которых ведет Крыловский государственный научный центр (КГНЦ), будут неуязвимы для льда и смогут принимать оптимальную форму в зависимости от скорости ледокола.

  • «Лидер» сможет пробивать лед толщиной до 4,3 метров и прокладывать канал шириной до 50 метров. Нынешний атомный ледокольный флот РФ способен создавать канал шириной не более 34 м.

Достичь этого помогает атомная установка «РИТМ-400», разрабатываемая ОКБМ им. Африкантова (входит в машиностроительный дивизион «Росатома»).

  • Автономность судна по запасам провизии составит 8 месяцев.

В результате будет обеспечена круглогодичная навигация по Северному морскому пути, в том числе для крупнотоннажных судов.

Зачем России потребовался «Лидер»?

Как полагают эксперты, строительство ледоколов «Лидер» будет иметь целый ряд положительных моментов для России.

1. Важнейшее значение проект имеет для коммерческого успеха СМП

Эксплуатация «Лидера» позволит проводить через Северный Ледовитый океан танкеры и газовозы, перевозящие грузы массой свыше 100 тыс. тонн. Помимо этого, «Лидеры» будут прокладывать глубоководные маршруты в устьях сибирских рек.

«У нынешних ледоколов ледопроходимость составляет 2—2,5 м. Это не устраивает коммерческие перевозки. «Лидер» будет обслуживать восточный сектор Арктики — как более трудный в ледовом отношении, а на западном участке продолжат работать ледоколы меньшей мощности. Ситуация такова, что даже один «Лидер» уже решил бы многие проблемы», — комментировал СМИ директор музея Арктики и Антарктики кандидат физико-математических наук Виктор Боярский.

2. «Лидер» позволит России закрепить своё лидерство в Арктике.

Вслед за Россией в сторону Арктики начали смотреть и другие страны – от Китая до США. Так, еще в прошлом году советник Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон, выступая с публичной речью, призвал «бросить вызов» влиянию РФ. Американское руководство заявляло о планах построить шесть ледоколов.

Однако, по мнению экспертов, Вашингтону даже при достаточном финансировании не удастся в ближайшее время создать с нуля ледокольную группировку и оспорить лидерство России в Арктике. Аналитики указывают на тот факт, что проектирование и строительство таких высокотехнологичных судов требует долгого времени – так, США сможет воплотить свои планы только на шесть лет позже России, к 2030 году.

Заинтересованность в Арктике неоднократно проявлял и Китай. Тем не менее, Поднебесная располагает сегодня только одним ледоколом Xue Long, который в начале 1990-х Пекин купил у Киева. В сентябре прошлого года китайские судостроители спустили на воду ледокол Xue Long 2, после испытаний судно должно поступить в эксплуатацию — предположительно, в текущем году.

По мнению экспертов, на сегодняшний день ни одна страна не способна оспорить лидерство России в арктическом судостроении.

3. «Лидер» позволит России создать автономную транспортную артерию

«Северный морской путь — российский, мы обеспечили его всем необходимым. Никакие американские средства не могут нам помешать наладить постоянное сообщение с Китаем, Японией, Кореей и Европой через Северный Ледовитый океан. Тем более у России есть не только сами ледоколы, но и торговые суда ледокольного класса. Как сухогрузы и контейнеровозы, так и танкеры, газовозы, которые способны ходить во льдах седьмого уровня сложности», — комментировал СМИ военный эксперт Виктор Литовкин.