Новости



11.06.2020

В России начались испытания «арктического» нефтяного танкера


В России начались испытания «арктического» нефтяного танкера

Судостроительный комплекс «Звезда» сообщил о начале ходовых испытаний «Владимира Мономаха» - первого отечественного танкера типа «Афрамакс». Судно предназначено для транспортировки нефти в неограниченном районе плавания, то есть может ходить в любой возможной для навигации точке Мирового океана. Уникальные конструктивные и технологические свойства танкера позволят эффективно использовать его в Арктике.

Супер-танкер

Закладка первого «Афрамакса» на ССК «Звезда» состоялась в присутствии Президента РФ Владимира Путина 11 сентября 2018 года. Главная цель создания этой современной верфи, как и выпуска российских «Афрамаксов», – обеспечение гражданского флота страны морской техникой, способной без ограничений работать в местах освоения природных богатств на арктическом континентальном шельфе России. В будущем производство подобных судов позволит полностью уйти от зависимости от иностранных судостроительных компаний.

«Владимир Мономах» уже прозвали супер-танкером или танкером-гигантом. Дедвейт (полная грузоподъемность) его составляет 114 тонн, а по размерам он значительно превосходит один из самых больших ледоколов мира «Арктика», длина которого составляет 174 метра. Параметры «Владимира Мономаха»: 250 метров в длину, 44 метра в ширину, скорость 14,6 узлов, ледовый класс ICE-1А. Специально разработанное усиление корпуса играет особую роль при использовании «Мономаха» в арктических водах, а защита ото льда и «умная» навигация являются одними из главных показателей безопасности.

Не менее важна для работы в арктическом регионе и высокая экологичность танкера. Как главная, так и вспомогательная энергетические установки «Владимира Мономаха» могут работать и на традиционном, и на экологически чистом топливе – сжиженном природном газе. За эти качества грузовые судна типа «Афрамакс» получили второе название – «зеленые» танкеры.


Выход в акваторию

Головной танкер серии был спущен со стапеля 12 мая 2020 года. Эту операцию по праву можно назвать уникальной. Выпустить новый танкер в акваторию удалось при помощи одного из крупнейших в России транспортно-передаточных доков «Вымпел».

Особенность дока в том, что он безопорный и может осуществлять продольную накатку судов с трех разных стапельных линий верфи и поперечную накатку оффшорных объектов (то есть сооружений и оборудования, предназначенных для работы «вне берега»). Главная задача «Вымпела» - проведение работ по спуску на воду крупнотоннажных судов размерами до 300 метров и шириной более 50 метров и объектов морской техники, в том числе, буровых платформ.

Только подготовка к спуску заняла почти сутки. Это время потребовалось, чтобы «Владимира Мономаха» накатили судопоездом с открытого достроечного стапеля на плавучий док «Вымпел». После док на буксирах отвели на глубоководный участок. Там «Вымпел» был погружен, и «зеленый» танкер оказался на воде.


Начало испытаний

Специально для проведения первых ходовых и швартовных испытаний на грузовое судно было поставлено 300 тонн высокоэкологичного топлива DMF вид III. В отличие от дизтоплива, которое используют для заправки большинства нефтетанкеров, этот вид горючего содержит не более 0,5% серы, что полностью соответствует требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL).

Топливо произвели на Комсомольском нефтеперерабатывающем заводе «Роснефти». Бункеровку, то есть заправку судна было доверено выполнить компании «Роснефть Бункер». Процесс заправки прошел с соблюдением всех правил морской и экологической безопасности.

Как сообщают в ССК «Звезда», первые ходовые испытания «Владимира Мономаха» включают в себя целый комплекс мероприятий. В частности, будут проверены надежность и жизнедеятельность энергетических установок танкера, систем судового и навигационного оборудования, остойчивость (способность возвращаться в состояние равновесия) судна, его управляемость и другие функции.

Ожидается, что заказчику – ПАО «НК Роснефть» – первый российский супер-танкер будет передан уже в 2020 году.


Справка:

Судостроительный комплекс «Звезда» создан консорциумом инвесторов во главе с ПАО «НК «Роснефть» по поручению Президента России В.В. Путина. Строительство ведется в две очереди. В настоящее время в эксплуатацию введены объекты первой очереди, благодаря чему стало возможным начать строительство ряда судов, в том числе сложнейших танкеров типа «Афрамакс». Ввод в эксплуатацию второй очереди позволит «Звезде» значительно расширить линейку продукции и увеличить мощности. Окончательно достроена верфь будет в 2024 году.

Планируется, что «Звезда» будет производить танкеры типа «Афрамакс» и «Суэцмакс», буровые платформы, имеющие возможность работать круглогодично в условиях Арктики, а также коммерческие суда для транспортировки грузов по внутренним и внешним морским путям.

Танкер «Владимир Мономах» изготовлен для ПАО «НК Роснефть», которая обеспечивает пилотную загрузку всего судостроительного комплекса. К моменту спуска на воду «Владимира Мономаха» на «Звезде» строились еще четыре таких судна. В начале июня 2020 года ССК «Звезда» сообщила о начале строительства шестого танкера в рамках допзаказа для ПАО «Совкомфлот» (100% акций принадлежат государству). В общей сложности в рамках первой серии планируется выпустить 12 танкеров типа «Афрамакс».

В настоящее время в портфель заказов верфи вошли 39 судов (с учетом опционов – 59). Компания «Роснефть» разместила на судоверфи заказ на 28 судов.

Фото: Instagram ССК "Звезда"