Флора и фауна



12.11.2014

Северный морской путь


Северный морской путь

Северный морской путь, также известный как Северный морской коридор и Северо-восточный проход – это  самая короткая судоходная магистраль, соединяющая Восточное и Западное полушарие. Если путь из Мурманска в Иокогаму через Суэцкий канал составляет больше 12 тысяч морских миль, то по Северному морскому пути в два раза короче.

В наши дни его, в основном используют корабли, которые обслуживают порты российской Арктики и великих рек Сибири. В сопровождении ледоколов, которые расчищают акваторию ото льда, они привозят топливо, продовольствие и оборудование, и вывозят на «большую землю» необходимый для промышленности лес и добытые полезные ископаемые. Многие из северных портов: Нарьян-Мар, Диксон, Тикси – не имеют постоянного сообщения с другими крупными городами по земле или воздуху. Корабли Севморпути остаются для них главным средством связи с окружающим миром.

По подсчетам экспертов, объем перевозок по этому маршруту вырос с 1980 года в 5-6 раз. В основном, его используют компании, занятые в реализации арктических проектов: «Роснефть»,  «Норильский никель», «Газпром» – и сибирские регионы. В 1991 году Россия открыла Северный морской путь для международной навигации, но интерес к нему иностранные компании стали проявлять относительно недавно, по мере таяния арктических льдов. В 2009 году по Севморпути проследовали два коммерческих судна, в 2011 – уже 34. Для сравнения, через Суэцкий канал ежегодно проходит 18 тыс. судов.

Потенциально Северный морской путь – гораздо более выгодный маршрут, нежели Суэцкий или Панамский каналы. Он короче, а, следовательно, на рейс требуется меньше топлива, меньше расходов на фрахт судна и оплату труда персонала. За проход по Севморпути Россия не взимает плату, в отличие от Египта и Панамы. Судну нет необходимости стоять в очереди, и этот регион свободен от пиратов. Главное препятствие установления интенсивной навигации – климат. Эти воды замерзают, и большую часть года судну на Северном морском пути требуется ледокольная проводка.

Впрочем, товарооборот на маршруте растет. Новые проекты освоения Арктики, изменения климата и развитие ледокольного флота России увеличивают экономическую и транспортную значимость Севморпути. Уже подсчитано, что к 2019 году грузопоток здесь вырастет в 10 раз, а в перспективе – в двадцать, до 50 млн тонн ежегодно.