Флора и фауна



09.11.2016

Технологии высоких широт. Вода


Технологии высоких широт. Вода

Арктика – уникальный регион, треть которого занимает Северный Ледовитый Океан. Под толщей ледяного покрова и холодных вод хранятся богатства арктического шельфа – природные ресурсы и полезные ископаемые. Манящая и неприступная, Арктика побуждает искать новые решения для преодоления расставленных природой преград. Появляются атомные ледоколы, способные прокладывать путь на самых затрудненных участках региона. Возникают плавучие добывающие платформы.

Сегодня ученые всерьез обсуждают создание подводных городов с развитой инфраструктурой – транспортом, линиями связи и энергоснабжением. Управлять Атлантидами будущего, по их представлениям, смогут автономные «морские роботы». Звучит, как фантастика, но между тем, первые экспериментальные модели подводных роботов уже сегодня успешно проходят полевые испытания в глубинах Северного Ледовитого океана. И кто знает, может быть, появление подводных городов тоже вскоре станет реальностью.


Подводные роботы

underwater.jpg

Подводный необитаемый аппарат «Платформа» – совместная разработка сотрудников Томского политехнического университета (ТПУ) и Института проблем морских технологий РАН. Этой осенью робота взяли в арктическую экспедицию, чтобы испытать в деле: провести ряд исследований на арктическом шельфе и в воде. Как рассказала ректор ТПУ Петр Чубик, аппарат в ходе экспериментов трижды спускали под воду: с его помощью провели оценку качества морской воды и состояния подводной мерзлоты. При этом удалось проверить все параметры подводного робота — системы машинного, лазерного зрения и другие показатели. Результаты испытаний помогут расширить возможности аппарата в будущем.

«Платформа» – не единственный подводный робот, над которым сегодня работают российские ученые. Фонд перспективных исследований и ЦКБ «Рубин» занимаются разработкой целого семейства подводных роботов, предназначенного для охраны континентального шельфа и буровых платформ. Кроме того, подводная робототехника в скором времени пополнит военно-морской флот: в 2015 году на борту спасательного судна «Игорь Белоусов» был испытан глубоководный поисково-спасательный аппарат «Бестер». Программой кораблестроения предусмотрено создание 5 спасательных судов типа «Игорь Белоусов», оснащенных глубоководными роботами. В первую очередь они появятся в Северном, Черноморском и Балтийском флотах. ВМФ России также заказало разработку специальных роботов-спасателей, приспособленных для работы в условиях Арктики.

Плавучие АЭС

plav-aes-siyanie.jpg

Холодные и бескрайние арктические моря, с одной стороны, затрудняют освоение Арктики, а с другой, могут стать решением проблемы энергообеспечения в регионе. Речь идет о создании плавучих атомных электростанций: в России завершается строительство первой в мире плавучей АЭС, получившей название «Академик Ломоносов». Это судно длиной почти 150 метров, в сердце которого – два ядерных реактора, способных производить 70 мегаватт электроэнергии. «Академик Ломоносов» предназначен для энергоснабжения портовых городов. Когда все работы будут завершены, его переправят на Чукотку, в заполярный город Певек, расположенный на берегу Восточно-Сибирского моря. Плавучую АЭС можно будет пришвартовать к объектам береговой инфраструктуры – и по кабелю обеспечить подачу энергии. Так, в будущем плавучие станции смогут снабжать электроэнергией любой населенный пункт в арктической зоне.

Если «Академик Ломоносов» оправдает ожидания, Россия перейдет к серийному производству – запланировано создание еще восьми подобных станций. Они откроют совершенно новые горизонты в атомной энергетике и освоении арктических ресурсов. Плавучие станции позволят обеспечить энергией не только портовые города и удаленные промышленные предприятия, но и нефтегазовые платформы, находящиеся в открытом море. Несмотря на то, что «Академик Ломоносов» – не самоходное судно, его можно доставить до места эксплуатации на буксире. Их можно легко перебрасывать с места на место. Возобновлять запас топлива на передвижных станциях нужно будет редко, при этом они смогут бесперебойно производить энергию. По словам экспертов, появление плавучих АЭС, способных перемещаться самостоятельно, – дело не столь отдаленного будущего. Кроме того, маленькие энергоблоки можно будет размещать на ледоколах, плавающих в ледяных арктических водах.

Суперледоколы

superledokol.jpg

Российский ледокольный флот переживает второе рождение: из ледоколов «старой гвардии» к 2021 году останется лишь «50 лет Победы». На смену придет обновленный атомный ледокольный флот, который выйдет на совершенно новый виток развития. В этом году в Санкт-Петербурге на воду спустили крупнейший в мире ледокол «Арктика» – это первый спущенный на воду ледокол в России за последние 23 года. Его улучшенные характеристики, в том числе большая ледопроходимость, позволят увеличить навигационный период в восточных районах Северного морского пути до десяти месяцев. Сейчас плавание на протяжении всего года возможно только в Печорском море, на других трассах Северного морского пути современные ледоколы в большинстве случаев способны обеспечить максимум шести-, семимесячный цикл плавания.

Полностью решить задачу круглогодичной навигации в обозримом будущем сможет так называемый суперледокол, проект которого сейчас находится в разработке. Он способен прокладывать путь через 5-метровый слой льда с устойчивой скоростью в 1,5-2 узла. Таким образом, в любой обстановке и в любой сезон он сможет обеспечить проходимость судов самого крупного класса. Строительство суперледокола, по оценкам Объединенной судостроительной компании, начнется не раньше 2019 года.

C момента выхода русских мореплавателей в северные моря Россия удерживает в Арктике флагманские позиции и статус первооткрывателя. О революционных разработках, меняющих представление о регионе, и о и технологиях будущего на землях самых северных широт читайте в следующей статье на сайте «Время Арктики».


Фотографии: www.theepicengine.com, photo-day.ru, www.atomic-energy.ru, otvet.mail.ru