Технологии



18.09.2017

Айсберги на буксире


Айсберги на буксире

Каждый год от ледников Арктики откалывается большое число айсбергов разного размера. Прекрасные и величественные, они дрейфуют по океану и преодолевают огромные расстояния. Айсберги могут достигать внушительных размеров – площадь самой большой и известной дрейфующей льдины составляла 11 тысяч квадратных километров, что сравнимо с территорией Ямайки. Вне зависимости от размеров, и большие, и маленькие айсберги представляют серьезную опасность для морских судов и нефтяных платформ.

Чтобы избежать столкновения, специалисты применяют технологии буксировки. Отслеживать перемещение айсбергов помогают радары и спутниковые данные. Когда системы замечают приближающуюся к нефтяным платформам льдину, в дело вступают буксиры. Главная задача специальных судов – изменить траекторию движения льдины. Буксир обходит вокруг айсберга и обхватывает его мощным тросом, образуя петлю. Затем судно наращивает скорость и сдвигает айсберг с места.

Практика буксировки айсбергов применяется и России. Отечественные ученые разработали технологию управления ледовой обстановкой, которая позволяет обезопасить объекты морской инфраструктуры от взаимодействия с айсбергами при ведении промышленной деятельности на Арктическом шельфе. Создание этой системы стало возможно благодаря совместным разработкам и исследованиям, которые ведет компания «Роснефть» совместно с корпоративными и российскими научными институтами с 2014 года.

На практике отечественная технология впервые была опробована в ходе научно-исследовательской экспедиции «Кара-лето-2016», организованной компанией «Роснефть». Специалисты на ледоколе «Капитан Драницин» провели в Карском море опыты по изменению траектории движения айсбергов, многие их которых в десятки раз превышали размеры ледокола. Всего в рамках экспедиции было проведено 18 экспериментов по буксировке айсбергов различных форм и размеров при различных погодных условиях.

Масса самого крупного айсберга превысила 1 млн тонн, его буксировка стала не только первым подобным опытом в российской Арктике, но и значимым событием в мировой практике. С помощью ледокола направление движения дрейфующих льдин было изменено на 90 и 180 градусов относительно их первоначальной траектории. При этом специалистам удалось успешно провести операцию по одновременной буксировке двух айсбергов. Помимо буксировки айсбергов, ученые также занимались их детальным изучением. Участники экспедиции провели съемку надводной и подводной поверхности льдин, установили дрейфующие буи для определения параметров дрейфа и вращения айсбергов, а также построили их 3D модели.

Отработку элементов системы управления ледовой обстановкой в части буксировки айсбергов продолжили участники экспедиции «Кара-лето-2017», которая стартовала в сентябре в Баренцевом море. Ученые уже успешно отбуксировали первый айсберг массой около 200 тыс. тонн., обнаруженный в результате дешифрирования космических снимков. На айсберг размерами 75 на 35 метров было установлено 2 спутниковых радиомаяка, а для анализа безопасности проведения буксировочных работ построена 3D модель объекта.

Проект «Разработка системы управления ледовой обстановкой для условий Карского моря», созданный специалистами компании «Роснефть», «Арктического Научного Центра» и ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», был признан лауреатом первой премии Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа.

Освоение шельфа Арктики по своей значимости и сложности сравнимо с освоением космоса – работы в этом регионе требуют новой техники, машин и технологий. Арктические проекты вносят большой вклад в развитие и освоение северного региона.